Обоснование
Сегодня владельцы объектов гаражного назначения (ОГН) в значительной своей массе стали их собственниками. Они вольны владеть, пользоваться и распоряжаться ОГН по своему усмотрению. Теперь ненужно никакого членства в гаражном объединении. Право собственности – священно и охраняется законом. Купив ОГН , новый его владелец сам решает, вступать ему в гаражное объединение или воздержаться. Многие вступают по инерции, поддавшись настоятельным требованиям председателя, многие – по иным соображениям. Между тем, народ начинает прозревать и всё чаще не только не вступает в гаражное объединение, но пока не массово, но поштучно покидает эти сомнительные структуры. Приобретя ОГН, новый собственник и рассуждает с позиций собственника. Зачем ему, например, ворота со шлагбаумом, вечно спящий сторож, забор и кучка людей, чьи услуги по управлению гаражным хозяйством он должен оплачивать. Зачем ему платить за аренду огромной территории участка по обязательствам гаражного объединения, когда его право свободного доступа к ОГН и, соответственно, пользования им обеспечено земельным сервитутом? Аренду «подгаражной» земли он готов оплачивать на условиях собственника по установленным властью тарифам. Тем более, корректировка законодательства под, так называемую, «гаражную амнистию», предполагает бесплатную передачу «подгаражной» земли собственникам ОГН по инициативе самой власти. По тарифам ресурсоснабжающей организации, утверждённым в регионе, он готов оплачивать электроэнергию. Но не более того.
Гаражное объединение – организация уязвимая. Власть имеет возможность создавать ей серьёзные проблемы. Например, штрафовать за использование арендованного земельного участка не по целевому назначению, несвоевременную уборку мусора и вывоз снега, нарушение правил пожарной безопасности и т.д. Зачем владельцу ОГН связываться с подобными рисками, вступая в гаражное объединение? Здесь речь уже пойдёт не об абстрактных деньгах гаражного объединения, а о его собственном кармане.
Проблемы организации гаражно-коммунального хозяйства сегодня по сути – это те же проблемы жилищно-коммунального и «дачно-коммунального» хозяйства, но меньшего объёма. И, если в двух последних сферах они имеют тенденцию к разрешению, то сфера гаражного хозяйства – целина не паханая.
Что касается не зарегистрированных в Росреестре объектов гаражного назначения в гаражных объединениях, то с 1 января 2026 года (если не назначат другой срок), пребывая на «ничейной» земле, следует считать собственностью государства.
По данным ФНС и Росреестра, в России значится 36 902 зарегистрированных гаражных (гаражно-строительных) кооператива. Объекты гаражного назначения расположены на 1 395 638 земельных участках. С наименованием «здание», «сооружение» на государственном кадастровом учете стоит 3 095 404 объекта. С наименованием «помещение» — 2 550 065 объектов. Росреестр утверждает, что это лишь малая часть от общего числа гаражей. Права собственности при этом закреплены примерно на 3,5 млн гаражных построек. Остальные — вне правового поля.